Минздрав России и ЦК Профсоюза разрабатывают новую систему оплаты труда

В настоящее время в отрасли здравоохранения отсутствуют единые требования к установлению стимулирующих и компенсационных выплат, а размеры окладов в каждом субъекте разные. В результате зарплаты работников одного профиля и квалификации значительно различаются не только по регионам, но и в соседних медицинских учреждениях.

Во исполнение статьи 144 Трудового кодекса РФ (в редакции Закона № 362-ФЗ от 9.11.2020 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») Министерством здравоохранения РФ (далее по тексту – Минздрав РФ) совместно с Центральным комитетом Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее по тексту - Профсоюз) проводится работа по подготовке проекта новой системы оплаты труда.

В соответствии с Законом требования к формированию окладов, ставок, перечням компенсационных и стимулирующих выплат и условиям их назначения и т. д. должно определять Правительство России, а не власти субъектов или руководители медорганизаций. Основная цель нововведений – нивелировать существенную разницу в окладах работников бюджетной сферы между субъектами.

Российская трехстороння комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с участием представителей ЦК Профсоюза на своем заседании 28 мая 2021 года одобрила проект и Правительством РФ утверждено Постановление от 01.06.2021 г. №847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (далее по тексту - Постановление).

Предполагается, что Правительство России при участии отраслевого Профсоюза установит единую расчетную величину должностных окладов и коэффициенты дифференциации в зависимости от уровня квалификации, сложности, специфики профессиональной деятельности.

Данное Постановление предусматривает подготовку и реализацию пилотного проекта в семи субъектах РФ (республика Саха (Якутия), Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская, Тамбовская области, г. Севастополь). В проекте примут участие все государственные (муниципальные) учреждения, расположенные на территории указанных субъектов, в т.ч. федеральные.

Предлагаемая система оплаты труда регламентирует порядок и условия исчисления заработной платы только медицинских работников и обеспечивает гарантии в структуре и размерах составных частей заработной платы.

В части формирования окладов Правительством РФ будут утверждены:

- единая расчетная величина для установления окладов;

- коэффициенты сложности, обеспечивающие дифференциацию окладов в зависимости от сложности труда;

- группы должностей работников по сложности труда. При этом предполагается отойти от утвержденной ранее структуры профессиональных квалификационных групп (ПКГ), а с учетом предложений Профсоюза и Минздрава - увеличить дифференциацию должностей, исходя из сложности и специфики профессиональной деятельности, квалификации работников. Кроме того, по предложению Профсоюза в единую структуру должностей медицинских работников планируется включить специалистов с немедицинским образованием, предусмотренных Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников (п. 1.3. Приложения к приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N l183н);

- региональные коэффициенты, учитывающие экономическую дифференциацию субъектов (данные коэффициенты должны сблизить существующие диспропорции в уровнях гарантированной части оплаты труда и не допустить снижение размеров окладов в субъектах РФ по сравнению с установленными в настоящее время).

В части установления выплат компенсационного и стимулирующего характера Правительством России будут установлены:

- единые Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера;

- единые размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Регионам предоставлено также право устанавливать иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Предполагается, что медицинские организации с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций смогут также устанавливать свои дополнительные стимулирующие выплаты, источником которых может служить доход от внебюджетной деятельности.

При проведении пилотного проекта предусмотрено, что заработная плата медработников в этот период не может быть ниже зарплаты по старой системе оплаты труда.

Правительством будут определены источники и объемы финансирования пилотного проекта, а также Требований к системам оплаты труда работников учреждений здравоохранения для реализации новой системы оплаты труда в целом по Российской Федерации.

Реализация пилотного проекта разделена на три этапа:

  • Подготовительный этап предусматривает анализ действующих систем оплаты труда и расчетную апробацию новой системы оплаты труда (июнь – август 2021 года). В настоящее время уже проводится работа по анализу действующих систем оплаты труда. В этих целях Минздравом России направлены в органы исполнительной власти пилотных субъектов соответствующие формы Отчета, разработаны программы по их анализу и обобщению. Специалистами Минздрава России и ЦК Профсоюза проводятся консультации по Единым перечням выплат компенсационного и стимулирующего характера, их размерам и условиям установления.

  • Этап подготовки предложений по параметрам заработной платы, определения источников и объемов финансирования на основе результатов подготовительного этапа (до 30 сентября 2021 года);

  • Этап внедрения новой системы оплаты труда в пилотных регионах (ноябрь 2021 года - март 2022 года).

     До 30 июня 2022 года Минздрав и другие ведомства должны доложить в Правительство об итогах пилота, подготовить проект акта Правительства об утверждении новых требований к системам оплаты труда работников здравоохранения по всей России и предложения об объемах и источниках финансирования.

В масштабе отрасли запустить новую систему оплаты труда медработников планируется не ранее 2023 года.

Учитывая тот факт, что результаты расчетной апробации будут основой систем оплаты труда для пилотных проектов, результаты которых, в свою очередь, станут основой для утверждения Требований к системам оплаты труда для всех учреждений здравоохранения страны, необходимо на начальном этапе сформировать позицию Профсоюза по всем выплатам.

Так как в Постановлении не предусмотрены параметры составных частей заработной платы, то основные риски его реализации связаны:

- с определением расчетной величины для установления окладов. Профсоюз настаивает на ее установлении на уровне не ниже МРОТ, утвержденного Федеральным законом, с ежегодным пересмотром ее величины.

- с установлением коэффициентов региональной дифференциации. Позиция Профсоюза исходит из необходимости определения объективных показателей, закладываемых в основу установления указанных коэффициентов; достижения «сближения» уровня оплаты труда специалистов одной должности в разных регионах, существенно различающихся в настоящее время, а также недопущения снижения размеров окладов, установленных действующими системами оплаты труда.

Серьезные риски также связаны с тем, что новая система оплаты труда распространяется только на медицинских работников, что, очевидно, вызовет существенную диспропорцию в уровнях оплаты труда данных работников с иными категориями работников учреждений здравоохранения, обеспечивающих организационное, финансово-экономическое, техническое, технологическое обеспечение оказания медицинской помощи.

Сохраняются вопросы, требующие обсуждения Профсоюза с Минздравом России, по выработке структурных и размерных параметров заработной платы медицинских работников, исходя из необходимости учета специфики, сложности их профессиональной деятельности в целях обеспечения привлечения и закреплениях специалистов на местах.

В настоящее время Минздравом России подготовлен вариант перечней и размеров компенсационных и стимулирующих выплат и передан на рассмотрение в отраслевой Профсоюз.

Челябинской областной организацией подготовлены предложения и направлены в ЦК Профсоюза предложения об установлении размеров компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в зависимости от класса (подкласса) условий труда; о расширении перечня стимулирующих выплат и включения в него выплат: молодым специалистам в первые три года работы после окончания обучения; за хирургическую активность; за выслугу лет (или стаж работы) в медицинских организациях независимо от форм собственности; об установлении фиксированных размеров выплат за работу в ночное время не менее 50%, специалистам, работающим в сельских населенных пунктах в размере 25% должностного оклада.