ИНФОРМАЦИЯ о профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты и охраны труда в службе скорой медицинской помощи Челябинской области

На территории Челябинской области 6 государственных бюджетных учреждений здравоохранения и 1 муниципальное учреждение скорой медицинской помощи. В каждом учреждении созданы первичные профсоюзные организации. По данным статистических отчетов по состоянию на 1 января 2018 года охват профсоюзным членством в первичных профсоюзных организациях варьируется от 24% (МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Челябинска) до 71,8% (ГБУЗ Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст»).

Для подготовки вопроса на Президиум «О профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты и охраны труда в службе скорой медицинской помощи Челябинской области» была проверена работа первичных профсоюзных организаций учреждений здравоохранения скорой медицинской помощи.

В ходе проверок установлено, что в ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорск" (председатель - Пономаренко Е.Д.) охват профсоюзным членством составляет 27%.

В учреждении принят коллективный договор между работодателем и работниками, интересы которых представляет Единый представительный орган работников, созданный на конференции работников. Председателем Единого представительного органа работников избрана Лебедь Л.Н. - старший фельдшер подстанции, член профсоюзного комитета.

Создание Единого представительного органа работников при наличии в учреждении первичной профсоюзной организации противоречит Отраслевому соглашению между Министерством здравоохранения Челябинской области и Челябинской областной организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ, согласно которому в учреждениях здравоохранения, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, интересы работников представляет организация Профсоюза работников здравоохранения РФ и ст. 37 ТК РФ, согласно которой если первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников учреждения, то на общем собрании (конференции) работники могут уполномочить первичную профсоюзную организацию вести коллективные переговоры и поручить ей направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Поэтому коллективный договор принят с нарушениями действующего законодательства и выборному профсоюзному органу необходимо инициировать заключение нового.

В ходе проверки были выявлено следующее: на заседаниях профсоюзного комитета не рассматриваются проекты локальных нормативных актов, вопросы оплаты и охраны труда; не осуществляется контроль за правильностью установления заработной платы работникам, что привело к незаконному снижению размера компенсационных выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (у врачей, среднего и младшего медицинского персонала выездной бригады анестезиологии – реанимации с 15% до 8%; у врачей, среднего и младшего медицинского персонала психиатрической бригады с 25% до 12%), а у медицинского дезинфектора – компенсационная выплата отменена полностью, что является нарушением действующего законодательства. В настоящее время сделан перерасчет заработной платы работникам за все время неправильного ее начисления в сумме 78050 рублей.

В нарушение ст. 350 ТК РФ медицинским работникам: медицинскому регистратору, медицинскому дезинфектору, сестре хозяйке установлена 40-часовая рабочая неделя вместо 39 часов в неделю. Необходимо сделать перерасчет заработной платы работникам в соответствии со ст. 152 ТК РФ за весь период неправильного установления продолжительности рабочего времени.

Графики сменности (работы) утверждаются главным врачом (Шумков А.М.) без учета мнения выборного профсоюзного органа. Графики не доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ст. 103 ТК РФ).

В нарушение статьи 196 ТК РФ, статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с которыми медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя, с работниками заключаются соглашения по условиям которых они должны возместить  работодателю расходы, связанные с повышением квалификации. Необходимо расторгнуть данные соглашения.

Работники привлекаются  к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 113 ТК РФ).

Так же в ходе проверки было выявлено, что в учреждении не разработано положение СУОТ (система управления охраной труда).

В ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Миасс" (председатель - Башарова И.Н.), охват профсоюзным членством составляет 33,3%. В учреждении создано объединение «Свободное мнение» для представления интересов не членов Профсоюза, которое создано с нарушением действующего законодательства, следовательно, нелегитимно и не имеет право на социально-трудовую защиту работников, вести коллективные переговоры, заключать коллективный договор и подписывать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Поэтому Коллективный договор не действительный.

Главному врачу (Криушов А.С.) и председателю первичной профсоюзной организации (Башаровой И.Н.) было рекомендовано на конференции (собрании) работников предложить работникам в соответствии со ст. 37 ТК РФ уполномочить первичную профсоюзную организацию вести коллективные переговоры и заключить коллективный договор, а так же рассматривать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

В настоящее время локальные нормативные акты по оплате труда и другие, содержащие нормы трудового права принимаются без соблюдения порядка, предусмотренного ст. 372 ТК РФ: не рассматриваются на заседаниях профсоюзного комитета, не предоставляются письменные мотивированные мнения выборного профсоюзного органа и в соответствии со ст. 8 ТК РФ не подлежат применению.

Несмотря на то, что по результатам СОУТ заведующему подстанцией - врачу СМП, старшему врачу, старшему фельдшеру, медицинской сестре установлен класс вредности 3.3, у медицинских работников снижена продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (приложение 2 к коллективному договору), что является нарушением действующего законодательства (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22; статья 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"; Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 622-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 11.09.2008 г. N 275-П и от 25.11.2010 г. N 278-П" (п.1); Отраслевое Соглашение между Министерством здравоохранения Челябинской области и Челябинской областной организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ).

Графики сменности утверждаются главным врачом без учета мнения выборного профсоюзного органа, не доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ст.103 ТК РФ), а по водителям автомобилей не утверждаются даже работодателем; в графиках не указано начало и окончание работы. Работники, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами работают по совместительству, на работе непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, что является грубым нарушением ст.329 ТК РФ.

В трудовых договорах работников предусмотрены условия по возмещению затрат за профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников в случае увольнения работника до истечения пятилетнего срока после окончания обучения, что является нарушением ст. 196 ТК РФ, ст. 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ущемляют права работников.

Хочется отметить совместную работу по мотивации профсоюзного членства главного врача (Герасимов С.А.), председателя (Самкова Л.И.) и профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Коркино»: за последние полгода была возрождена первичная профсоюзная организация и в настоящее время численность ее составляет 50%.

Отсутствие первичной профсоюзной организации и контроля со стороны Профсоюза дало о себе знать: В ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Коркино» коллективный договор утратил силу, утратили силу и Правила внутреннего трудового распорядка работников, которые являлись его приложением, что является нарушением ст. 189 ТК РФ.

Не все проекты локальных нормативных актов направляются в профсоюзный комитет для дачи мотивированного мнения, что является нарушением ст.ст. 8, 372 ТК РФ. Работники не знакомятся под роспись с локальными нормативными актами при приеме на работу и при принятии новых или внесении изменений в существующие локальные нормативные акты по оплате труда (ст. 22 ТК РФ).

В нарушение ст. 133.1 ТК РФ заработная плата работников не доводится до минимальной заработной платы, установленной в Челябинской области по основной должности и по совместительству. Необходимо сделать перерасчет заработной платы членам Профсоюза за весь период неправильного ее начисления.

Штатным расписанием предусмотрена работа в бригаде по два медицинских работника в соответствии с действующим законодательством, но из-за дефицита кадров, они работают по одному. Однако, им не установлены компенсационные выплаты за дополнительный объем работы (ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ).

Трудовые договоры по внутреннему совместительству не заключаются (ст. 282 ТК РФ).

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 113 ТК РФ).

В графиках сменности не указываются часы работы по дням, графики по водителям не доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ст.103 ТК РФ). Водители автомобилей работают по совместительству водителями автомобилей, что является грубым нарушением ст. 329 ТК РФ.

В ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Копейск» (председатель - Цорн Т.А.) охват профсоюзным членством на 1 января 2018 года составлял 55%.

В настоящее время происходит падение профсоюзного членства. Со стороны работодателя нет поддержки деятельности выборного профсоюзного органа, можно сказать, происходит игнорирование профоргана в решении социально - экономических вопросов. В результате имеются грубые нарушения действующего законодательства: все локальные нормативные акты по оплате труда принимаются без соблюдения порядка, предусмотренного ст. 372 ТК РФ, и в соответствии со ст. 8 ТК РФ они не подлежат применению; председатель первичной профсоюзной организации не включен в состав комиссии по распределению стимулирующих выплат как рекомендовано Министерством здравоохранения РФ (приказ от 28.06.2013 г. №421 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников»); расчет сверхурочных часов при суммированном учете рабочего времени за учетный период производится неверно, сверхурочная работа не оплачивается, что является нарушением ст. 152 ТК РФ; в нарушение ст. 329 ТК РФ, работники, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами работают по совместительству, на работе непосредственно связанной с управлением транспортными средствами; водители автомобилей скорой медицинской помощи работают круглосуточно, что является нарушением Приказа Минтранса России от 20.08.2004г. № 15, согласно которому водители автомобилей могут работать не более 12 часов в смену; с нарушением действующего законодательства проведена специальная оценка условий труда (не учтен биологический фактор на рабочих местах некоторых медицинских работников).

В учреждении не разработано положение по стажировке на рабочем месте; положение СУОТ (система управления охраной труда).

В ГБУЗ Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст» (председатель - Накоскина Л.С.)охват профсоюзным членством составляет – 71,8%. На заседаниях профсоюзного комитета рассматривались проекты положений об оплате труда, по стимулирующим выплатам; графики отпусков; результаты СОУТ; вопросы правильности установления стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы по утвержденным критериям; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Однако по результатам проверки были выявлены нарушения: заработная плата по совместительству не доводилась до минимальной заработной платы, установленной в Челябинской области. В ходе проверки был сделан перерасчет заработной платы на сумму 50599 рублей 13 копеек.

По некоторым рабочим местам специальная оценка условий труда проведена с нарушением действующего законодательства: медицинским работникам установлен класс 3.1 (например, фельдшер по приему вызовов и передачи их выездным бригадам, фельдшер комплектовщик). Карты СОУТ не подписаны председателем первичной профсоюзной организации и работниками.

В ГБУЗ Станция скорой медицинской помощи г. Сатка» (председатель Галиаскаров Р.Р.) охват профсоюзным членством составляет – 31,4%. Первичная профсоюзная организация является единственным представителем работников. Однако, выборным профсоюзным органом не осуществляется должный контроль за условиями и охраной труда. В результате проверки были выявлены нарушения действующего законодательства.

Водители автомобилей скорой медицинской помощи работают по 24 часа в сутки, что является грубым нарушением Приказа Минтранса России от 20.08.2004г. № 15, согласно которому водители могут работать не более 12 часов в смену; не разработаны положение по стажировке на рабочем месте; положение СУОТ (система управления охраной труда); не создана комиссия по охране труда в соответствии со ст. 218 ТК РФ; не нанесены предупреждающие плакаты (знаки) в электрощитах возле рубильников; не установлены надписи в электрощитах; не обеспечивается вентиляция в комнате дезинфекции; не разработан и не утвержден график плановых осмотров и проверок вентиляционных систем; не закрыта осмотровая канава в гараже; сверлильный и наждачный станки работают без защитного заземления. К работе на сверлильном, наждачном станке допускаются лица, не прошедшие обучение и периодическую проверку знаний по охране труда (Правила по охране труда при холодной обработке металлов п.6.1). У станков не установлены таблички с указанием списка лиц, имеющих право работать на них и указанием ответственного лица за содержание в исправном состоянии и безопасной эксплуатацией (Правила по охране труда при холодной обработке металлов п. 6.1.5). Не проводятся визуальные осмотры видимой части заземляющих устройств не реже 1 раза в 6 месяцев с занесением результатов осмотра в паспорт заземляющего устройства. Отсутствуют таблички о запрете курения на территории учреждения. На ключах, кнопках и рукоятках управления не установлены надписи, указывающие операцию, для которой они предназначены ("Включать", "Отключать", "Убавить", "Прибавить") и др.

Работники пользуются неисправным и изношенным инструментом. В гараже хранятся посторонние предметы. Отсутствуют основные схемы электрических соединений на видном месте возле вводных и распределительных шкафов, с указанием включаемого оборудования. К управлению грузоподъемными механизмами, строповке грузов и такелажным работам допускаются не обученные и не аттестованные работники. 

Из сказанного можно сделать вывод, что председателями первичных профсоюзных организаций и профсоюзными комитетами уделяется недостаточное внимание профсоюзной работе, работники не информируются о деятельности профсоюзных органов всех уровней. О чем свидетельствует низкое профсоюзное членство в учреждениях скорой медицинской помощи Челябинской области.