ИНФОРМАЦИЯ

Информация о совершенствовании системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения Челябинской области

О практике установления персональных повышающих коэффициентов работникам Правительством России, Министерством здравоохранения Российской Федерации постоянно вносятся дополнения в систему оплаты труда работников здравоохранения.

Так, в 2014 году Минздравом России (письмо от 04 сентября 2014г. №16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников»), было предложено сбалансировать структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов составляла окладная часть, 30 процентов - стимулирующие выплаты, 10 - 15 процентов - выплаты компенсационного характера. В последствии эта норма была закреплена Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (которые  в соответствии со ст. 135 ТК РФ учитываются органами исполнительной власти субъектов РФ).

   В нашей области это нашло отражение в Постановлении Правительства Челябинской области от 29.11.2010г. №280-П «О Положении об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя» (с дополнениями и изменениями).

Для выполнения вышеуказанных рекомендаций Правительством Челябинской области были внесены изменения в Постановление Правительства Челябинской области от 29.11.2010г. №280-П:

  • Предусмотрено установление персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) в пределах до 1,5. Конкретные размеры персонального повышающего коэффициента определяются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) принимается руководителем медицинской организации персонально в отношении конкретного работника по показателям, установленным в учреждении, с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
  • С 1 января 2016 года увеличены должностные оклады на 5% медицинским работникам;
  • С 1 января 2018 года увеличены оклады (должностные оклады) на 4% не медицинскому персоналу, на который не распространяются Указы Президента России 2012 года. 

Был проведен анализ структуры заработной платы работников здравоохранения области, который приведен в таблице.

В четвертом квартале 2017 года и первом квартале 2018 года наблюдается снижение доли окладной части в структуре заработной платы медицинских работников. Это связано с тем, что с 1 октября 2017 года и 1 января 2018 года увеличились индикативные показатели в соответствии с Указом Президента России от 07.05.23012г. №597.

Доведение заработной платы до индикативных показателей производилось путем увеличения стимулирующих выплат за качество работы, стимулирующих выплат за интенсивность и высокие показатели работы, установления премиальных выплат. В большинстве случаев выплаты производились на основании приказов руководителей учреждений, которые издавались без учета мнения выборных профсоюзных органов, что является нарушением ст.ст. 8, 135, 372 ТК РФ.

При доведении заработной платы до индикативных показателей в 4 квартале 2017 года и первом квартале 2018 года размер стимулирующих выплат младшего медицинского персонала в связи с низкими должностными окладами значительно превышают размер стимулирующих выплат средних медицинских работников в 2-3 раза и достигают до 500% должностного оклада.

В ходе подготовки вопроса на Президиум было выявлено, что персональные повышающие коэффициенты установлены не во всех учреждениях здравоохранения. Из семи проверенных учреждений, ни в одном из них не установлены повышающие коэффициенты.

Из анализа видно, что окладная часть составляет 15-20%, компенсационные выплаты –20-30%, а стимулирующие выплаты более 60%.

Даже применение максимального повышающего коэффициента 1,5 к должностным окладам всех работников здравоохранения области не позволит сбалансировать структуру заработной платы как рекомендовано Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и Министерством здравоохранения Российской Федерации в пределах фонда оплаты труда.

Поэтому актуальным встает вопрос о значительном повышении должностных окладов работникам здравоохранения области за счет оптимизации компенсационных и стимулирующих выплат.

Тем более, что должностные оклады в нашей области значительно ниже должностных окладов в соседних регионах (данные приведены в таблице).

 

Постановление Президиума "О совершенствовании системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения Челябинской области. О практике установления персональных повышающих коэффициентов работникам" доступно в разделе сайта "Внутрисоюзная работа"