О деятельности работодателей и профорганов первичных профсоюзных организаций государственных учреждений здравоохранения

В 2017 году, как и в предыдущие годы, Министерством здравоохранения, работодателями учреждений здравоохранения области уделялось большое внимание выполнению Указа Президента от 7 мая 2012 года №597"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", повышению заработной платы основным работникам отрасли в соответствии с «дорожной картой», утвержденной Распоряжением Правительства Челябинской области от 29.04.2013 №107-рп с дополнениями и изменениями.

Данный вопрос находился на постоянном контроле профсоюзных органов всех уровней.

Президиумом Комитета Челябинской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации систематически проводился мониторинг ситуации по оплате труда работников здравоохранения. Результаты мониторинга размещались на сайте областной организации Профсоюза, доводились до сведения профсоюзного актива области. Вопросы оплаты труда рассматривались на заседаниях Президиума Комитета областной организации Профсоюза, на заседаниях профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций.

Ежегодно  Правительством Челябинской области утверждались индикативные показатели по заработной плате работников здравоохранения и вносились соответствующие изменения в распоряжение от 29 апреля 2013г. N 107-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области".

По решению Правительства области до 1 октября 2017 года сохранялись индикативные показатели 2016 года.

А с 1 октября 2017 года в соответствии с письмом Минтруда РФ от 25.10.2016г. №14-1/10/П-6734 были внесены изменения в региональную «дорожную карту» по достижению целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597: по врачам вместо 200% установлено 180%, по среднему и младшему медицинскому персоналу вместо 100% - соответственно 90% и 80%.

Индикативные показатели были установлены исходя из расчета предполагаемого среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Челябинской области 29 217,2 рублей:

Для выполнения индикативных показателей из областного бюджета было выделено более 500 млн. рублей. Фонд оплаты труда по сравнению с 2016 годом вырос на 6%.

По итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом в целом по учреждениям здравоохранения произошел рост заработной платы: по врачам – 7,4%, по среднему медперсоналу – 6%, по младшему медперсоналу – 16,9%, по прочему  - 2,9%.

В ряде учреждений заработная плата снизилась:

  • по врачам заработная плата за 2017 года по сравнению с предыдущим годом снизилась в 10,8% лечебных учреждений (в ГКУЗ ОДР №7 более чем на 12000 рублей; ГБУЗ ДС «Солнышко» на 9000 рублей; ГБУЗ ООД №3 – 8500 рублей; МБУЗ Аргаяшская ЦРБ – около 4500 рублей; МУЗ РД №3 г. Магнитогорск – на 4000 рублей; ГБУЗ ОБ г. Троицк – на 3700 рублей; ГБУЗ СП г.Копейск; в остальных от 600 до 2000 рублей);
  • по среднему медперсоналу - в 5,6% учреждений (в МБУЗ СП №6 – около 2800; МБУЗ Аргаяшская ЦРБ – около 1700 рублей; в остальных в пределах 1000 рублей);
  • по младшему медицинскому персоналу - в 2,9% (от 200 до 800 рублей);
  • по прочему персоналу – в 25,1% (в ГБУЗ «№ГБ №1 г.Аша» - более 7000 рублей; ГБУЗ ОБ г. Троицк – на 3600 рублей; ГБУЗ «ГДБ №1 г.Златоуст – 2700 рублей; ГБУЗ «ОЦ по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями – на 2300 рублей; в остальных от 300 до 1000 рублей).

 

Снижение заработной платы произошло, в основном, из-за снижения стимулирующих выплат работникам, в том числе ранее предусмотренных нацпроектом "Здоровье" и программой модернизации здравоохранения, что является нарушением Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Единые рекомендации в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации учитываются и Правительством Российской Федерации, и региональными органами исполнительной власти, и органами местного самоуправления.

Вопросы необоснованного снижения стимулирующих выплат и заработной платы рассматривались на заседаниях Президиума Комитета областной организации Профсоюза. Руководителям учреждений здравоохранения были направлены письма о недопущении снижения достигнутого уровня заработной платы. Во исполнение постановлений Президиума Комитета профсоюза работодателями был произведен перерасчет заработной платы работникам.

Так, в МБУЗ «Аргаяшская ЦРБ» работникам сделан перерасчет заработной платы в размере 2,4 млн. рублей, в МБУЗ ГКБ №11 – около 300 тысяч рублей.

Самый высокий  уровень средней заработной платы в лечебных учреждениях по категориям:

– «врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование» отмечен в:

ГБУЗ «ЧОКБ» - 69 233 рубля,

ГБУЗ «ОПЦ» - 66 057 рублей,

ГБУЗ «ЧОКЦОиЯМ» - 65 578 рублей,

ГБУЗ «ООД № 2» - 71 111 рублей,

ГБУЗ «ОСПБ № 4» - 66 500 рублей,

– по категории «средний медицинский персонал» высокий уровень средней заработной платы наблюдается в:

ГБУЗ «ЧОКБ» - 36 737 рублей,

ГБУЗ «ЧОКЦОиЯМ» - 34 780 рублей,

ГБУЗ «ООД № 3» - 34 850 рублей,

МУЗ «СП №2» г.Магнитогорск - 35 509 рублей,

МУЗ «СП №3» г.Магнитогорск - 36 050 рублей,

МБУЗ ДЦ г.Челябинск – 34 573 рубля,

МБУЗ «СП №1» г.Челябинск – 37 671 рубль.

– по категории «младший медицинский персонал» высокий уровень средней заработной платы наблюдается в:

ГБУЗ «ОПЦ»  - 23 973 рубля,

ГБУЗ «ЧОКЦОиЯМ» - 23 704 рублей,

ГБУЗ «ЧОБСМЭ» - 24 980 рублей,

ГБУЗ «СП г. Копейск» - 27 739 рублей,

ГБУЗ «ЧОДТБ» - 24 547 рублей,

МУЗ «ССМП г.Магнитогорск» - 25 341 рублей,

МБУЗ ДЦ – 23 638 рублей,

МБУЗ «ССМП» г. Челябинск – 23 759 рублей,

МБУЗ «ДГКП №1» - 25 308 рублей,

МБУЗ «ДГКП №8» - 25 622 рублей,

МБУЗ «ДГП №6 – 24 317 рублей,

МБУЗ «СП №1» - 25 525 рублей.

 Однако, индикативные показатели 2017 года достигнуты не во всех учреждениях здравоохранения: по врачам в 28,5% учреждений здравоохранения, по среднему медперсоналу – в 36,6%, по младшему медперсоналу – в 10,9%.

Низкий уровень заработной платы по категориям:

–«врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование» наблюдается в:

  ГБУЗ «Областная больница» рабочего поселка Локомотивный – 29 490 рублей;

ГКУЗ «ССМП» г. Сатка – 35 736 рублей,

ГКУЗ «ССМП» г. Коркино – 34 766 рублей,

–«средний медицинский персонал» низкий уровень средней заработной платы отмечен в:

ГБУЗ «РБ г. Нязепетровск» - 20 242 рубля,           

ГБУЗ «РБ г.Куса» - 20 692 рубля;

ГБУЗ «ЧОКД» - 19 688 рублей;

ГБУЗ «РБ г. Касли» - 20 888 рублей.

–«младший медицинский персонал» низкий уровень средней заработной платы в:

ГБУЗ «ГБ №1 г. Еманжелинск» - 13 139 рублей,

ГБУЗ «ГБ г.Миньяр» - 12 809 рублей,

ГБУЗ «ОБ г.Чебаркуль» - 14 104 рубля,

ГБУЗ « РБ г. Верхнеуральск» - 12 650 рублей,

ГБУЗ «РБ г. Катав-Ивановск» - 13 514 рублей,

ГБУЗ «РБ г.Нязепетровск» - 13 129 рублей,

ГБУЗ «РБ г.Касли» - 12 916 рублей,

ГБУЗ «РБ г.Куса» - 13 940 рублей, 

В настоящее время продолжается исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

На 2018 год по здравоохранению области установлены следующие индикативные показатели (из расчета среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Челябинской области 30442,8 рублей – прогноз):

Продолжается работа и по совершенствованию структуры заработной платы: доведение окладной части заработной платы до 55-60%, доли компенсационных выплат до 10-15%, стимулирующих выплат до 30% (письмо Минздрава России от 04 сентября 2014г. №16-3/10/2-6752).

 В 2017 году доля окладной части составляет по врачам 32,8%, по среднему медперсоналу 39,62%, по младшему медперсоналу 34,29%; доля компенсационных выплат - по врачам 12,24%, по среднему медперсоналу 14,8%, по младшему медперсоналу 17%; доля стимулирующих выплат - по врачам 54,96%, по среднему медперсоналу 45,58%, по младшему медперсоналу 48,71%;

Профсоюзные органы всех уровней постоянно осуществляют контроль за выполнением работодателями Указа Президента РФ, правильностью начисления заработной платы работникам в соответствии с локальными нормативными актами по оплате труда, принятыми в учреждениях здравоохранения с учетом или по согласованию с выборными органами первичных профсоюзных организаций в порядке предусмотренном статьей 372 ТК РФ.