ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2015-2017 годы
I. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее именуется - Соглашение) разработано в целях учета и согласования интересов работников и работодателей, и заключено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», постановлением Правительства Челябинской области от 17 марта 2005 года № 38-П «О наделении органов исполнительной власти Челябинской области полномочиями по разработке и заключению областных отраслевых (межотраслевых) и профессиональных тарифных соглашений» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
Челябинская областная организация Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее именуется – Профсоюз), представляющая интересы работников государственных организаций здравоохранения и государственных образовательных организаций, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя (далее именуются – работники), в лице Председателя Ковальчук Нины Петровны, действующего на основании Устава Профсоюза работников здравоохранения РФ, утвержденного Учредительным съездом Профсоюза 06 июня 1990 года (с дополнениями и изменениями).
Министерство здравоохранения Челябинской области (далее именуется – Министерство здравоохранения), представляющее интересы государственных организаций здравоохранения и государственных образовательных организаций, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя (далее именуются - работодатели), в лице Министра здравоохранения Челябинской области Кремлева Сергея Леонидовича, действующего на основании Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года № 383.
Соглашение распространяется на всех работников и работодателей государственных организаций здравоохранения и государственных образовательных организаций, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя (далее именуются – Областные организации).
1.3. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями, и направлено на обеспечение правовой и социальной защиты работников.
1.4. Положения настоящего Соглашения могут служить основой при заключении коллективных и трудовых договоров между работодателем и работниками.
1.5. Коллективные договоры Областных организаций не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
1.6.Соглашение заключено с учетом действующего на момент его подписания законодательства Российской Федерации и Челябинской области и не ограничивает прав работодателей в предоставлении работникам дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, социально-трудовых гарантий и компенсаций, определенных коллективными договорами.
Законодательные и нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения со дня вступления их в силу.
1.7. Выборные органы первичных профсоюзных организаций Областных организаций (далее именуются - Профорганы) выступают в качестве полномочных представителей работников, являющихся членами Профсоюза, при разработке и заключении коллективных договоров, а также при реализации права на участие в управлении Областной организацией, в формах, предусмотренных трудовым законодательством.
1.8. Соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, и действует в течение трех лет. За три месяца до окончания срока действия Соглашения стороны вправе вступить в переговоры о продлении срока его действия или о заключении нового соглашения.
1.9. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения. При возникновении необходимости внесения дополнений в Соглашение, заинтересованная сторона вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством.
1.10. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.11. В период действия настоящего Соглашения стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов.
1.12. Министерство здравоохранения доводит настоящее Соглашение до сведения работодателей, а Профсоюз – до местных и первичных организаций Профсоюза в течение одного месяца со дня его подписания.
1.13. В случае проведения реорганизации сторон Соглашения, принятые сторонами обязательства переходят к их правопреемникам.
1.14. Стороны договорились рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения, заключить отраслевые соглашения.
II. Контроль и ответственность сторон за выполнением Соглашения
2.1. Лица, по вине которых нарушаются и (или) не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.2. Стороны осуществляют постоянный контроль за реализацией Соглашения. Информируют друг друга о своих действиях, о перспективных планах, направлениях деятельности, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников. Предоставляют возможность присутствия представителей сторон на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения и Президиума Областного комитета Профсоюза.
2.3. Отчет о выполнении Соглашения ежегодно заслушивается на заседании Президиума Комитета Профсоюза с участием представителей Министерства здравоохранения. Результаты рассмотрения доводятся до сведения профсоюзных организаций всех уровней.
2.4. Стороны считают целесообразным освещать в средствах массовой информации ход выполнения Соглашения.
III.Оплата труда
3.1. Стороны договорились:
3.1.1. Продолжать практику совместного рассмотрения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников.
3.1.2. Готовить обоснованные предложения для рассмотрения в Правительстве Челябинской области об изменениях и дополнениях в нормативные правовые акты по оплате труда работников Областных организаций.
3.1.3. Осуществлять анализ систем оплаты труда работников Областных организаций, в том числе по обеспечению гарантий в сфере оплаты труда.
3.1.4. Обеспечивать систематический контроль за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, положений коллективных договоров по оплате труда в Областных организациях.
3.1.5. Министерство здравоохранения издает приказы, распоряжения, касающиеся социально-трудовых отношений с учетом мнения Профсоюза.
3.1.6. Министерство здравоохранения устанавливает руководителям Областных организаций продолжительность ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за ненормированный рабочий день с учетом мнения Профсоюза.
3.2. Рекомендовать работодателям:
3.2.1. Устанавливать системы оплаты труда работников коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством, Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, постановлениями Правительства Челябинской области, приказами Министерства здравоохранения Челябинской области, и настоящим Соглашением.
3.2.2. Соблюдать требование о том, что условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Соглашением.
3.2.3. Соблюдать порядок учета мнения (согласования) Профорганов в соответствии со ст.ст. 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии локальных нормативных актов.
3.2.4. Применять условия оплаты труда, предусмотренные коллективными договорами, локальными нормативными актами, как для работников, работающих по основному месту работы, так и для работников, работающих по совместительству.
3.2.5. В комиссии Областной организации по распределению стимулирующих выплат включать представителей первичной организации Профсоюза.
3.2.6. Направлять на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала не более 40% от фонда оплаты труда работников Областной организации.
3.2.7. О предстоящих изменениях оплаты труда, норм труда, а так же о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, уведомлять работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
3.2.8. Порядок и условия осуществления компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть ухудшены, а размеры указанных компенсационных мер не могут быть снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
IV. Трудовые отношения, обеспечение занятости.
4.1. Стороны, исходят из того, что:
4.1.1. Трудовые отношения в Областных организациях регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации, Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, настоящим Соглашением, трудовыми, коллективными договорами, локальными нормативными актами.
4.1.2. Условия, оговариваемые при заключении трудовых договоров, не могут ухудшать положение работника, определенное трудовым законодательством Российской Федерации, Челябинской области, коллективным договором, локальными нормативными актами.
4.2. Стороны договорились:
4.2.1. Контролировать обоснованность сокращения рабочих мест, соблюдение гарантий и компенсации работникам Областных организаций при смене собственника, реорганизации или ликвидации.
4.2.2. Критериями массового увольнения работников Областных организаций считается:
а) ликвидация Областной организации;
б) сокращение численности или штата работников в количестве 10% от общей численности работающих, в том числе:
до 199 человек в течение 30 календарных дней;
до 299 человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
V. Социально-трудовые права и гарантии
5.1. Профсоюз рекомендует работодателям в раздел «Социально-трудовые права и гарантии» коллективного договора включать следующие положения:
- в соответствии с частью 4 статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность работодателя отчислять денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в размере, предусмотренном коллективным договором.
5.2. Министерство здравоохранения обязуется:
5.2.1. Оказывать содействие и информационную поддержку Профсоюзу и работодателям по вопросам, входящим в компетенцию Министерства здравоохранения.
5.3. Профсоюз обязуется:
5.3.1. Осуществлять защиту трудовых прав и интересов членов Профсоюза в судебных инстанциях и органах прокурорского надзора, оказывать бесплатную правовую помощь членам Профсоюза в решении социально-трудовых вопросов.
5.3.2. Добиваться принятия законодательных и нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий и оплаты труда работников, а также внесения изменений и дополнений в действующие законы и нормативные правовые акты в области трудовых отношений, занятости, налогообложения, индексации заработной платы.
5.3.3. Проводить проверки соблюдения работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора (соглашения).
5.3.4. Консультировать первичные организации Профсоюза, членов Профсоюза по трудовым, социально-экономическим вопросам, при необходимости обеспечивать судебную защиту, проводить правовую экспертизу проектов коллективных договоров.
5.3.5. Участвовать в работе Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.3.6. Готовить заключения на направленные для рассмотрения в Профсоюз проекты нормативных правовых актов Челябинской области в сфере социально-трудовых отношений работников здравоохранения.
5.3.7. Оказывать материальную помощь работникам - членам Профсоюза - из Фондов солидарности и социальной поддержки, согласно Положениям о фондах.
5.3.8. Взаимодействовать с органами законодательной и исполнительной власти Челябинской области в разработке предложений по социальной поддержке и социальной защищенности работников здравоохранения.
VI Охрана труда.
6.1. Стороны договорились основными задачами в области охраны труда считать:
6.1.1. Создание эффективной системы управления охраной труда в Областных организациях и решение вопросов обеспечения безопасности и улучшения условий труда через коллективные договоры и соглашения.
6.1.2. Осуществление контроля за реализацией права каждого работника на безопасные условия труда, охрану его здоровья в Областных организациях через доверенных лиц и комиссии по охране труда.
6.2. Стороны договорились:
6.2.1. Оказывать консультативно-методическую помощь Областным организациям по вопросам организации работы по охране труда и обеспечивать координацию их деятельности в этой области.
6.2.2. Проводить совещания и семинары с руководителями и специалистами Областных организаций по вопросам охраны труда.
6.2.3. Принимать участие в обучении уполномоченных, членов комиссии по охране труда.
6.3. Министерство здравоохранения обязуется:
6.3.1. Рассматривать ежегодно на коллегии Министерства здравоохранения с участием Профсоюза состояние охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваемости, а также выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
6.3.2. Осуществлять учет и анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в Областных организациях, разработку и контроль выполнения мероприятий по их предупреждению.
6.4. Профсоюз обязуется:
6.4.1.Осуществлять в соответствии с законодательством РФ, Челябинской области общественный контроль за состоянием условий и охраны труда.
6.4.2.Рассматривать состояние охраны труда в учреждениях здравоохранения на заседаниях профорганов, президиумов комитета Профсоюза.
6.4.3.Участвовать в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного и социально-культурного назначения (по согласованию).
6.4.4. Поощрять уполномоченных (доверенных) по охране труда – членов Профсоюза, особо отличившихся в деле улучшения условий и охраны труда, снижения производственного травматизма и профзаболеваний Почетными грамотами Профсоюза.
VII.Гарантии прав Профсоюза
7.1. Стороны рекомендуют работодателям:
- создавать условия для участия представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций в управлении Областной организацией в порядке, установленном действующим законодательством;
- привлекать молодых работников здравоохранения в профсоюзную деятельность;
- признавать независимость деятельности профсоюзных органов, их не подотчетность и не подконтрольность;
- не допускать дискриминационных деяний (ограничения социально- трудовых, политических и иных прав и свобод, не продвижение по работе, увольнение и т.д.), связанных с принадлежностью к Профсоюзу;
- создавать условия для осуществления деятельности выборных профсоюзных органов – предоставлять бесплатно необходимые помещения, оргтехнику, средства связи, автотранспорт и другое.
Министр здравоохранения Челябинской области
____________ С.Л. Кремлев |
Председатель Челябинской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ
_____________ Н.П. Ковальчук |